+7 (495) 682-81-97

+7 (495) 686-61-50

ГБПОУ ДЗМ "МК № 2" 129366, г. Москва, ул. Ярославская, дом 17, корпус 2 email: mk2@zdrav.mos.ru

Приёмная комиссия

Методический депозитарий

 

Заочная студенческая межрегиональная конференция с международным участием «Эволюция медицины как отражение уровня развития человечества»

 

В помощь руководителям ВКР.

Интервью и Анкетирование
Методы исследования
Презентация Методы исследования
Презентация Ошибки презентации
Таблицы-задания №1
Таблицы-задания №2
Таблицы-задания №3
Таблицы-задания №4

2020

Февраль

 

 

Январь

Арефина Н.А., Якунина Н.Н.

Дискуссионная технология «Аквариум»

Дискуссионная технология Аквариум является одной из форм проведения Форума. Она предполагает участие в дискуссии не всех участников форума, а ограниченного круга людей, непосредственно обсуждающих заявленные вопросы.

«Аквариум» может быть закрытого типа – участники не могут покинуть зону обсуждения и открытого типа – любой участник может выйти из обсуждения, уступив свое место любому желающему присоединиться к дискуссии.

Для проведения мини-форума на педагогических чтениях была выбрана закрытая форма «Аквариума». На обсуждение педагогическим коллективом была вынесена методическая тема колледжа – «Формирование общих и профессиональных компетенций в процессе педагогической деятельности в медицинском колледже».

Спикером мероприятия выступила  методист – Акшенцева Л.М., модератором Арефина Н.А. Для обсуждения были приглашены по два педагога от каждой ЦМК. Подробная информация о методике проведения форума с примерами из личного опыта, была изложена Якуниной Н.Н. (видеоролик)

Спикер рассказала о компетентностном подходе в современном образовании. О алгоритме построения занятий с учетом формирования компетенций и важности мониторинга их сформированности.

Модератором  была организована дискуссия, в ходе которой обсуждались следующие вопросы:

  • В чем важность формирования компетенций у обучающихся?
  • Как можно отразить в целях занятий общие и профессиональные компетенции?
  • С помощью каких технологий, способов и методов вы их формируете на занятиях?
  • Как вы проверяете степень сформированность компетенции?

В процессе обсуждения коллеги активно высказывали свое мнение, делились своим педагогическим опытом, предлагали различные методы и технологии для формирования компетенций и диагностики их сформированности.

Акшенцева Л.М.

Формирование  общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа

Компетентностный подход ориентирован на такой результат образования, в качестве которого рассматривается не только усвоенная информация, а способность выпускника действовать в различных профессиональных и жизненных ситуациях.

Таким образом, основной целью обучения становится овладение обучающимися различного рода компетенциями: общими (ОК) и профессиональными (ПК) – выражающими, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения учебной дисциплины, профессионального модуля всей программы подготовки специалистов  среднего звена.

Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению.

Необходимо различать компетенцию и умение. Умение – это действие в специфической ситуации, компетенция – это характеристика, которую можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями. Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция – это то, что порождает умение, действие. В структуру компетенции входят знания, умения и теоретическая прикладная применимость знаний.

Современное образование представляет обучаемого не как пассивного получателя знаний, а как активного участника образовательного процесса.

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от преподавателя к студенту приоритетной целью профессионального образования становится формирование у обучающихся  способности успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач профессионального рода деятельности (ПК) и способности применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, а также, в определенной широкой области (ОК).

В содержании профессионального образования именно модуль как  структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Эта последовательность приоритетов зафиксирована в тексте ФГОС СПО в разделе, описывающем требования к структуре и содержанию программы подготовки специалиста среднего звена (ППСЗ). Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере.

Процесс обучения, основанный на компетенциях, должен быть в высшей степени мобильным. Приобретение компетенций зависит от активности обучаемых. Перед  преподавателем стоит проблема  выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций. Формами организации занятий для формирования профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа являются практическая и самостоятельная работа, в которых студент является активным участником образовательного процесса. Эффективность таких форм определяется содержанием, объемом информации, получаемой студентом и характером деятельности самого студента. При осуществлении деятельности студента над объектом (человеком или другим биологическим объектом) моделируются элементы профессиональной деятельности медицинского работника. Процесс освоения студентом профессиональных компетенций должен сопровождаться не только контролем со стороны преподавателя, но и консультированием. После освоения знаний и понятийного материала, выполнение различных манипуляций на этапе «умения» сначала реализуется по принципу «делай как я». Первичная демонстрация умений студентом может сопровождаться синхронным устным ответом, что предполагает возможность быстрой репродукции. Но данный принцип основан на краткосрочной памяти. Формирование профессиональной компетенции  возможно только при наличии неоднократно повторяющегося практического опыта, позволяющего выработать пролонгированную память. Основной из простых форм активизации и вовлечения студентов в учебный процесс по-прежнему остается лекция. Чередование различных видов лекционных занятий (лекция – беседа, лекция – мозговая атака, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций) и других неимитационных методов (групповых консультаций, конференций, подготовка докладов, рефератов, тестирование, анкетирование, «круглый стол»)  способствует формированию компетенций. Игровые методы обучения, ролевые игры выполняют преимущественно профессионально направленную функцию. Игры способствуют формированию профессионально значимых качеств и компетенций у будущих медицинских работников. Деловая игра – это одна из форм организации эффективного и продуктивного обучения, которая  помогает искать решения реальных жизненно и профессионально значимых проблем. Очень важным моментом при формировании компетенций является решение ситуационных задач. Ситуационные задачи носят тренирующий характер, способствуют отработке, умений и приемов работы, применяемых для выполнения конкретных функций будущего медицинского работника, ведут к развитию профессионального мышления. Все перечисленные и неимитационные, и имитационные методы очень эффективны при формировании компетенций студентов.

При подготовке будущих медицинских работников хорошо себя зарекомендовали такие  образовательные технологии как моделирование и имитация, в том числе метод конкретных ситуаций. Они дают возможность максимально приблизить обучение к реальной профессиональной деятельности.

На современном этапе в оценке общих и профессиональных компетенций  принимает участие и работодатель. Такая возможность предоставляется старшим и главным медицинским сестрам, которые принимают непосредственное участие в оценке качества подготовки будущих специалистов среднего звена во время прохождении учебно-производственной практики. Таким образом, в настоящее время в корне меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их оценки. Если прежде оценка результатов обучения сводилась к оценке уровня знаний, умений и навыков, то в соответствии с  ФГОС  оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности носит комплексный, интегративный характер: оценивается сформированность как профессиональных, так и общих компетенций.

Совокупность требований к личности студента, заключенных в ОК, говорит об усилении личностной направленности образовательного процесса. Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться и обновлять знания, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, вести диалог, получать и передавать информацию различными способами. Сегодня медицина испытывает потребность в медработниках, имеющих высокий уровень коммуникативной компетенции, которая обусловливает формирование у них профессиональной компетентности.

Колледж формирует целостную систему универсальных знаний и умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное содержание качества образования.

Полякова Н.Э.

Современные педагогические технологии – основа качественной подготовки квалифицированных специалистов

Современные социально-экономические условия, модернизация образования и  здравоохранения отражаются на системе требований к современным специалистам. Это обуславливает необходимость постоянной работы по совершенствованию их подготовки, и вынуждают искать новые подходы к развитию образования. В процессе учебно-профессиональной деятельности формируются компетенции, определяющие в дальнейшем профессионализм и конкурентоспособность специалиста среднего медицинского звена.

В процессе профессиональной подготовки среднего медицинского персонала, преследуется основная цель обучения – овладение общими и профессиональными компетенциями. Получить необходимые знания и сформировать компетенции помогают современные педагогические технологии.

Технология развивающего обучения предполагает обучение студентов на примере затруднительных ситуаций. Это обеспечивает успешную подготовку к предстоящей профессиональной деятельности в условиях современного здравоохранения. Данная технология актуальна для проведения практических занятий по профессиональному модулю. Студент начинает быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, организованно и профессионально грамотно действовать, что крайне важно для профессионала-медика. При использовании данной технологии студент воспринимает объяснение преподавателя, сопоставляет с собственными познаниями по выполнению учебной работы. Студент слушает, осмысливает, анализирует и систематизирует полученные факты, осуществляет поиск решения проблем. На практическом занятии студенты находятся в постоянном процессе мышления наряду с педагогом, и в конечном итоге совместно с преподавателем решают проблемную задачу.

Игровые, деятельностные технологии предусматривают моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе – разыгрывание ролей, анализ производственных задач, «погружение» в профессиональную деятельность. Сюжетно-ролевая игра состоит из нескольких этапов: моделирование процесса труда по решениям, распределение ролей между участниками игры, различие ролевых целей при выработке решений, взаимодействия участников, коллективная выработка решений, поэтапная реализация решений в процессе игры. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре каждый студент выступает в своей специфической роли и усваивает связанные с ней формы профессионального поведения. Через игру студенты учатся ролевому взаимодействию с другими людьми в реальных жизненных ситуациях, развивают коммуникативные способности.

Мультимедийные средства обучения позволяют развивать у студента образное мышление и эмоциональную память. Мультимедиа широко используется на лекционных, практических занятиях. Материал должен быть скомпонован так, чтобы каждый кадр текста на экране имел собственное, смысловое значение, при этом он может иметь многоуровневую структуру. Динамичными можно сделать таблицы, схемы, диаграммы, вводимые в кадр. Такие возможности позволяют не просто передать текст посредством слов, но и обеспечивать его визуализацию на экране монитора. На занятиях и во внеаудиторное время студенты активно работают с сетью Internet, получая возможность подготовки домашнего задания, материалов к  учебно-практическим конференциям. Кроме того, популярно использование электронных учебников и пособий, подготовка мультимедиа-выступлений студентов на занятиях, научно-практических конференциях и других мероприятиях. Для современных студентов интересным моментом является компьютерное тестирование, которое значительно экономит время преподавателя. Таким образом, информационные, компьютерные технологии выступают естественным и эффективным средством организации и модернизации учебной деятельности студентов.

Технологии проблемного обучения предусматривают создание проблемной ситуации под руководством преподавателя. Со стороны студентов необходима активная самостоятельная деятельность, которая позволяет формировать познавательную активность студента, его творческие способности. Проблемное обучение – это обучение, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением готовых выводов. Проблемное обучение – это обучение, в котором моделируется содержание профессиональной ситуации, тем самым обеспечиваются условия для трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. К проблемному обучению относят и «кейс – технологии», способствующие повышению познавательного интереса к изучаемым вопросам, развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений.

Симуляционные технологии в современном медицинском образовании – один из методов повышения качества  практической подготовки специалистов – медиков. Это инновационная технология обучения и оценки практических навыков и умений, которая основана на реалистичном моделировании и имитации профессиональной клинической ситуации. Используя на практических занятиях симуляционные методики, преподаватель контролирует работу студентов по отработке навыков и умений. Студент имеет возможность многократно, до автоматизма выполнять определённое действие на специальных тренажёрах, приобретая практический опыт и умения. Симуляционные методики предусматривают интерактивный вид деятельности, погружения в профессиональную среду путём создания реальной клинической картины, без ущерба для здоровья пациента. В настоящее время по уровню реалистичности выделяют семь групп симуляционных технологий для обучения в медицине: визуальный, тактильный, реактивный, автоматизированный, аппаратный, интерактивный, интегрированный. Симуляционное обучение должно поводиться специально обученными преподавателями, которые совместно с практикующими специалистами могут создавать сценарий различных производственных ситуаций. Таким образом, симуляционные технологии позволяют студентам освоить основные виды профессиональной деятельности,  многократно погрузившись в реальную профессиональную среду посредством работы с медицинскими тренажёрами.

Сотрудничество как организационная форма обучения представляет значительные резервы воздействия на  личность студентов и повышения эффективности обучения. Для формирования медицинского работника как профессионала очень важно научить его не только определённым практическим навыкам, но и умению работать в команде. На практических занятиях студенты не только овладевают знаниями и приобретают практический опыт, но и учатся работать и общаться в команде, поддерживать друг друга, быть готовыми прийти на помощь.   При подготовке к выполнению задания студентам объясняется суть работы по данной технологии. Основными принципами технологии сотрудничества является, то, что даётся одно задание на малую группу, каждый несёт индивидуальную ответственность, студенты имеют равные возможности в достижении успеха. В результате работы группы достигается усвоение программного материала. Преподаватель играет роль организатора самостоятельной познавательной и творческой деятельности студентов, контролирует не только успешное выполнение заданий, но и характер общения студентов между собой, способы оказания необходимой помощи и поддержки друг друга. Специально организованный учебный процесс в форме сотрудничества положительно влияет на деятельность студентов.

Теслер А.С.

Методы управления студенческой группой. Классификация личностных качеств обучающихся и способы налаживания с ними эффективного диалога

Одним из сильно изменившихся за последние десятилетия условий преподавательской деятельности стало появление поколения миллениалов, гаджетно-цифровизированной молодежи, обладающей островково-клиповым сознанием, очень слабым логическим мышлением и завышенной самооценкой, критически-пренебрежительно относящейся к родительскому опыту и вообще к опыту старших поколений. Их называют поколением Y, поколением Питера Пэна, сетевым поколением и т.д.
Педагогам приходится искать иные методы воздействия на эту молодежь; методы более эффективные, чем те, которыми пользовались педагоги ещё двадцать лет назад. Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда старые подходы не работают, а новых ещё особо и нет.

Сразу возникает вопрос –  а как наладить диалог преподавателя и студентов на практике?

Систематизируя и обобщая свой преподавательский опыт, я обратил внимание на то, что при знакомстве с каждой новой группой студентов мне приходится решать одну и ту же задачу – подчинять коллективный студенческий разум интересу к изучению нового предмета.
Про необходимость стимулировать интерес к новому предмету, я думаю, понятно – современные студенты, особенно в системе СПО, не сильно горят желанием перетруждать себя чем бы то ни было. Но почему акцент сделан на коллективном разуме? Да потому, что управлять отдельной личностью гораздо легче посредством авторитета того сообщества, к которому относит себя индивидуум. И чем моложе юноша или девушка, тем сильнее влияние молодежного коллектива на своего отдельного члена. Это касается и разношерстных уличных компаний, это относится и к студентам, которые в стенах образовательного учреждения лишь на время преобразуются в прилежных учеников. Выглядеть в глазах однокурсников человеком, которого уважает и которого выделяет на занятиях в общей массе преподаватель – это, несомненно, “круто” даже для заядлого троечника. Так почему бы этим не воспользоваться педагогу? Единственная «заковыка» состоит как раз в том, что сделать это нужно незаметно для самого студента, вернее для 20-25 студентов одновременно. Чтобы каждый из них в силу особенностей человеческой психики считал, что только он каким-то особенным образом выделен преподавателем, и при этом не замечал или не обращал внимания на то, что преподаватель создает такое же впечатление и у его соседа по парте. Но если педагогу это удается (и вот здесь как раз можно вспомнить наши предыдущие рассуждения о личности наставника), то в итоге каждый из них будет стараться оказывать влияние на остальных, будет стараться, чтобы те не мешали «вроде бы нормальному преподавателю» вести занятие. Так, по сути, рождается коллективное влияние. Это давление со стороны коллектива чувствуют даже самые разболтанные учащиеся, и на первых порах ведут себя тихо. Педагог создает себе временной люфт, стараясь, чтобы первоначальная настороженность студентов по отношению к новому преподавателю переросла в уважение. Пусть сначала это будет просто уважение младшего к более опытному старшему товарищу (профессиональное уважение надо все-таки чем-то потом заслужить).

Я бы так сформулировал этот принцип – через коллективное уважение к преподавателю у студентов неизбежно формируется интерес к тому предмету, который этот преподаватель ведет.  Но чтобы этот общий интерес возник, чтобы коллективное влияние стало фактором, влияющим на поведение студентов и на их желание штудировать конкретную дисциплину, необходимо осуществить то самое первоначальное личностное воздействие на каждого студента в группе, о котором я говорил ранее. И здесь самое время подчеркнуть то положение, которое ставится мной во главу угла – личность студента есть главный формообразующий фактор образовательного процесса. В том смысле, что именно личность студента формирует и определяет характер взаимоотношений между ним и педагогом. В итоге от этих взаимоотношений зависит, окажется способен или не способен студент эффективно усвоить преподносимые ему знания. И совершенно логично, что параллельно формируется уважение к преподавателю, который на первых порах является для студентов лишь “условным авторитетом”. Индивидуальные особенности преподавателя, такие как его психосоциотип, характер, стиль руководства, может существенно влиять на характер взаимоотношений со студенческой группой и на само функционирование студенческого коллектива, способствуя или препятствуя росту его сплоченности”. (Хромина Т.В., Психологические особенности личности студента).
Личность студента в данном контексте является для преподавателя приоритетом, фактором постоянного осмысления и переосмысления при выборе той или иной формы своих взаимоотношений.
Установление тесного психоэмоционального контакта и контроль над студенческим коллективом, над конкретной группой с конкретными учащимися – это цель любого педагога, стремящегося к лучшей усвояемости знаний; я убежден, что только такой контроль над коллективом в целом и над каждым (или почти каждым) студентом внутри этого коллектива может дать преподавателю возможность эффективно выстраивать учебный процесс и поддерживать постоянный интерес к своему предмету.
Начиная занятия, я сразу заявляю студентам, что понимаю, как им тяжело осваивать большой объем материала, тем более, что многие базовые предметы на старших курсах забываются. Поэтому пусть они постараются взять из наших занятий чуть больше, чем обычно они берут, а я постараюсь дать им чуть больше, чем обычно им дают. Таким образом, вместе мы можем попытаться успешно освоить учебный материал.
Это, по сути, первая попытка сближения с группой, которую я, как преподаватель, предпринимаю.
Затем обязательно рассказываю о профессии медика так, как сам её понимаю, вспоминаю интересные случаи из собственной практики, предупреждаю, что им придется встретиться с самыми сложными жизненными коллизиями, по сравнению с которыми учеба – это ещё цветочки. Потом, в течение семестра, я многократно возвращаюсь к этой теме и делюсь с ними профессиональными “секретами”, приобщая их к нашей медицинской реальности, о которой у большинства из них пока очень смутное представление.
Разговаривать стараюсь самым простым языком и, даже читая лекции, стараюсь избегать “академичности”. Все это позволяет более эффективно “втемяшивать” им в головы не только прописные истины, но и довольно сложный теоретический материал.
В результате с группой возникает не только психологический контакт, но и эмоциональный. Пользуясь этим, можно расспрашивать их о домашних делах, о друзьях, о личностных проблемах, о планах на будущее – и они охотно идут на общение.
Полученная дополнительная информация позволяет составить более полное представление о студенте.

Такой личностно-групповой подход помогает мне без всяких “ежовых рукавиц” добиваться от студентов внимания и концентрации, помогает вовлекать их в профессиональные дискуссии, однозначно помогает поддерживать дисциплину на занятиях и объективно, вкупе с другими педагогическими приемами, дает неплохие результаты при оценке их знаний на зачетах и экзаменах.

Овечкина О.Н., Синькова С.А.

 

Ток-шоу как одна из форм организации воспитательного процесса

 

Воспитательный процесс – это  всегда целенаправленный процесс, который предполагает получение определенного результата и направлен на формирование не только общих компетенций, но и личности обучающегося. И если говорить о современной технологии воспитания, то хочется отметить, что в наше время это целая система разработанных наукой  как традиционных  способов, приемов и процедур воспитательной деятельности,  так и инновационных, среди которых   выделяют формат ток-шоу. Возникает логичный вопрос: что же это такое?

Ток-шоу – одна из наиболее интересных форм организации воспитательного процесса, которая отличается необычайной тематической и функциональной широтой. Если рассматривать этимологию данного слова[1], то в рамках обучения и воспитания мы получаем удобный формат технологии разговорного характера, который имеет ряд как достоинств, так и недостатков. Достоинства заключаются в том, что во время ток-шоу обсуждаются проблемы, волнующие обучающихся, в привлекательной и хорошо знакомой им форме, а сама аудитория делится на группы, придерживающиеся различных точек зрения. В ходе ток-шоу мнения  модератора  не навязываются  студентам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.

Основной недостаток ток-шоу заключается в технологической сложности осуществления проекта. Мы считаем важным на этом этапе работы соблюдать определенную последовательность для получения конкретного результата, а именно:

1 шаг – подготовка ток-шоу;

2 шаг – проведение ток-шоу;

3 шаг – подведение итогов.

Данные этапы предлагаем рассмотреть на примере ток-шоу «Вирус сквернословия», которое прошло  в рамках Городской недели науки и мира.

Тема  была выбрана по двум причинам: 1) актуальность вопроса; 2)возраст  аудитории. Что касается первой причины, хочется отметить, что проблема «чистоты» языка, как бы это печально не звучало, актуальна в нашем мире. На первом плане в общении современной молодежи стоят сложности в коммуникации, неумение формулировать грамотно ответы на вопросы, «засорение» языка бранными словами, подчиняющими речь. И именно это мы посчитали важным обсудить с аудиторией, которую представляли обучающиеся 2 – 4 курсов.

Целью этого мероприятия стало развитие коммуникативной компетентности обучающихся медицинских образовательных учреждений. Для этого мы обратились к различным методам, среди которых были опрос как средство сбора информации, беседа как форма отражения различных точек зрения, создание творческого продукта (социального плаката на тему сквернословия) как способ закрепления усвоенной информации, устная  презентация как метод развития коммуникативной компетентности обучающихся.

В качестве стилевого решения мы выбрали формат популярной телепередачи «Пусть говорят». Также отдельно были приглашены независимые эксперты в области лингвистики, психологии и медицины. Поэтому проблему сквернословия в рамках этого мероприятия мы рассмотрели весьма широко, обозначив истоки происхождения ненормативной лексики и причины обращения к ней. Отдельно обсудили вопросы медицинской этики и имиджа медицинского сотрудника сегодня. Все знания и умения по данным вопросам обучающиеся смогли применить в творческой работе – создании социального плаката на тему сквернословия. Командам было отведено 5 минут на обсуждение концепции предстоящей работы и выбор участников, которые это задание будут выполнять, а также 20 минут на создание творческого продукта. Финалом ток-шоу «Вирус сквернословия» стала защита (т.е. устная презентация) социальных плакатов. Эксперты выбрали среди представленных работ лучшую.

Таким образом, формат ток-шоу позволил нам сформировать такие общие компетенции у студентов,  как принимать решения в нестандартных ситуациях, умение работать  в коллективе и команде, брать на себя ответственность за проделанную работу.

С точки зрения воспитательного процесса данное мероприятие, во-первых, развивает умение у обучающихся высказывать и защищать собственную точку зрения по поводу сквернословия. Во-вторых, формирует культуру ведения дискуссии, а именно: терпимо относиться к различным видениям вопроса, уважать собеседников независимо от их позиций, уметь слушать и аргументированно отстаивать свою точку зрения против «засорения» речи. В-третьих, воспитывает чувство ответственности за выбор жизненной позиции, который выражен при создании социального плаката.

[1] Ток-шоу (от англ. talk – «разговор»; от англ. от show — «показ», «представление»).

Майорова М.Е.

Стендовый доклад

Использование дидактических материалов с применением ИКТ

в преподавании Основ микробиологии и иммунологии на практических занятиях

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов среднего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения, а  требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по дисциплинам общепрофессионального цикла, в том числе, и Основам микробиологии и иммунологии. Выпускник медицинского колледжа должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. В связи с этим в образовательном процессе  возникла необходимость  превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся,  развития их личностных качеств.

Для организации более эффективной работы обучающихся при изучении нового материала, для закрепления, обобщения и проверки знаний как во время аудиторной работы, так и при выполнении внеаудиторных работ, предлагается использовать различные виды дидактических материалов. Дидактические материалы могут служить основой для профессионального ориентирования, они весьма удобны для организации индивидуальной и групповой работы.

Активное использование дидактического материала для выработки компетенций обучающихся имеет следующее значение:

  • Самостоятельное овладение учебным материалом и формирование умений работать с различными источниками информации
  • Активизация познавательной деятельности
  • Формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал
  • Развитие творческого воображения, конкретизация абстрактных понятий
  • Контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок (появление на компьютере соответствующих комментариев) по результатам деятельности и оценкой результатов во время выполнения заданий
  • Самоконтроль и самокоррекция
  • Усиление мотивации обучения
  • Развитие таких видов мышления как наглядно-образного, теоретического, логического
  • Формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры

При разработке дидактических материалов следует реализовывать наиболее значимые принципы обучения:

  • принцип доступности (дидактические материалы подбираются преподавателем согласно достигнутому уровню обучающихся)
  • принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно)
  • принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально)
  • принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным)
  • принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется)
  • принцип познавательной мотивации;
  • принцип проблемности (в ходе работы студент должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки)

В связи с вышесказанным, хочется отметить особое значение цифровых образовательных ресурсов при освоении дисциплины Основы микробиологии и иммунологии. Сложность данной дисциплины для восприятия студентами состоит в том, что практически все изучаемые объекты не видны невооруженным глазом, а поэтому у обучающихся возникают сложности при описании морфологических свойств, процессов жизнедеятельности, взаимодействия микроорганизмов с организмом человека и т.д.   В связи с этим использующиеся на теоретических и практических занятиях дидактические материалы, представленные в  формате фотографий, видеофрагментов, рисунков, схем и т.д. являются необходимыми ресурсами для организации учебного занятия.

В данном стендовом докладе  представлены цифровые образовательные ресурсы, использующиеся на практическом занятии «Методы микробиологической диагностики протозоозов». Основное внимание уделено использованию ЦОР с визуальной информацией, в частности, использованию дидактического материала при выполнении студентами аудиторной работы по инструктивной карточке (Приложение 1).  На этом этапе обучающие самостоятельно отрабатывают умения определять морфологию и стадии жизненного цикла простейших, проводить сравнительный анализ представителей разных классов и видов, что необходимо для достижения цели занятия.  Использование материалов с визуальной информацией, в частности, мультимедийной презентации и карточек с фотографиями микропрепаратов простейших применяется для выполнения практических заданий, отработки умений согласно целям занятия (Приложение 2,3) проведения контроля знаний как входного (Приложение 4), так и для определения уровня достижения целей занятия (Приложение 5). На этапе контроля визуализация вопросов облегчает восприятие материала заданий, позволяет повысить его наглядность, что сказывается на успешности выполнения контрольных заданий.

Контроль исходного уровня знаний студентов рекомендуется проводить в форме устного индивидуального и фронтального опроса с использованием различных видов заданий: вопросов на соответствие, вопросов по иллюстрациям, заданий, требующих свободного ответа. При этом проверяются как теоретические знания, полученные на предыдущих занятиях, так и приобретенные в ходе них умения. Контроль уровня усвоения знаний проводится в виде устного фронтального опроса, письменного блиц-опроса (тестовое задание «Пятерочка») (Приложение 6), что позволяет быстро выявить успешность усвоения и систематизации знаний студентами. При выполнении задания «Пятерочка» предполагается использование всего 5-ти вопросов, но количество правильных ответов в них разное. Выбранные варианты ответов фиксируются (проставляются «звездочки» или делается заливка соответствующих полей) в таблице. Причем, это может делать преподаватель на компьютере, что позволяет сразу же проецировать изображение на экран. Если на все вопросы даны правильные ответы, то в таблице выделяется символ цифры «пять». Данное задание в игровой форме позволяет создать положительный настрой у студентов на этапе контроля материала, кроме того они могут сразу же оценить свои ответы. А для преподавателя это создает возможность провести логичный переход к рефлексии.

По образовательно-методическим функциям данный дидактический материал относится к учебному пособию с обучающе – контролирующей направленностью.

При разработке данного дидактического материала учитывались  основные требованиям к ЦОР: соответствие  требованиям ФГОС по освоению дисциплины, соответствие содержанию основных учебников; ориентация на обеспечение интерактивности обучения; обеспечение возможности уровневой дифференциации и индивидуализации обучения; учёт возрастных особенностей обучающихся.

Мусиенко А.Б.

Использование дидактических материалов с применением ИКТ

в преподавании Основ микробиологии и иммунологии на теоретических занятиях

Информационные и компьютерные технологии проникли во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, производство, управление, в том числе и в образование. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно-ориентированной системе образования, что можно обеспечить с помощью информационных и коммуникационных технологии (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования.

Усилиями преподавателей дисциплины ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии по каждой теме рабочей программы данной дисциплины   была создана база электронных лекций учебного материала и презентаций к ним, тестовых и ситуационных задач. Мной была опробована схема работы с обучающимися, когда перед лекционным занятием студенты получали теоретический учебный материал по изучаемой теме в электронном виде. В ходе занятия весь учебный материал подробно разбирался с обучающимися.  Для наглядности излагаемого материала демонстрировалась презентация по теме учебного занятия. На лекционном занятии не тратилось время на запись конспекта лекции самими студентами. Это позволяло освободить время занятия для просмотра научных фильмов по данной теме, решения тестовых и ситуационных задач.  Так как весь дидактический материал опубликован в интернете, каждый студент может в любое время вернуться к материалам занятия, изучить пропущенный материал, проверить себя.  Знания, которые обучающиеся получают на занятиях, усваиваются и запоминаются лучше, когда их систематически проверяют, закрепляют.

Исходя из опыта проведенных таким образом учебных занятий с помощью ИКТ,  можно решить следующие дидактические задачи образовательного процесса: повысить индивидуализацию обучения и продуктивность самоподготовки обучающихся, усилить мотивацию студентов к обучению, обеспечить гибкость процесса обучения. Таким образом педагогическая цель использования ИКТ на занятиях заключается в повышении качества знаний обучающихся, в обеспечении дифференцированного подхода к обучающимся в образовательном процессе, в создании условий для дистанционного обучения.

Кондакова Е.Н.

Обзор онлайн платформ конструирования интерактивных образовательных материалов

В настоящее время компьютерные технологии проникли во все сферы повседневной жизни человека  и стали неотъемлемой частью его профессиональной деятельности.  Компьютерные технологии  занимают  прочные позиции и в образовательном процессе. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в условиях внедрения компьютерных технологий в образование меняется модель педагогической науки, изменяется организация и суть образования. Традиционная методика обучения, ориентированная в основном на коллективное восприятие информации, отходит на второй план в сравнении с новыми инновационными методами, основанными на использовании информационных технологий. На основе разнообразных компьютерных программных продуктов и технических новинок появились новые технологии обучения — интерактивные электронные образовательные ресурсы, которые направлены на активизацию познавательной деятельности обучающихся и обладают целым рядом дидактических достоинств.

Создавать интерактивные учебные задания  можно  на различных платформах. Подобные сервисы, на взгляд автора, должны обладать следующими характеристиками:

Интерфейс на русском языке.

Отсутствие платы за использование.

Простота  использования ресурса.

Наличие обратной связи преподавателя с обучающимися или обучающихся между собой.

Автоматическая проверка контрольных материалов и наличие статистики.

Автором были апробированы несколько конструкторов для создания ИЭОР. Предлагаю рассмотреть возможности  редактора Google  и онлайн- платформы Core.

Google известен пользователям Интернета как мощный поисковый сервер. Но не все знают, что Google предлагает  бесплатные сервисы для организации интерактивного взаимодействия между участниками образовательного процесса.   Инструменты  Google  предоставляют возможность для совместной удаленной работы  над одним проектом для нескольких человек. При этом нет необходимости пересылать результаты труда по электронной почте, встречаться лично или обмениваться текстами на бумажных носителях.  Интерактивный документ в любое время   доступен в последней редакции для определенного круга лиц. Тексты и презентации, созданные  в редакторе Google, могут быть распечатаны или сохранены на компьютере пользователя.

Возможности Google  автор использует для  совместной удаленной работы  в формате преподаватель – обучающийся или обучающийся – обучающийся в следующих ситуациях:

Создание сообщений и презентаций для заседаний анатомического кружка.

Организация совместной работы обучающихся над проектом.

Разработка интерактивных рабочих листов.

Для совместной интерактивной работы в Google необходима

регистрация  на почтовом сервере Gmail.com.

Core – онлайн – платформа конструирования интерактивных образовательных материалов и проверки знаний. Данный ресурс является частью проекта «Открытая школа» и первым полностью отечественным продуктом. Среди особенностей платформы Core: легкое и быстрое создание интерактивных образовательных материалов без навыков программирования, возможность воспроизведения учебных материалов на любых устройствах, личный кабинет преподавателя и возможность обратной связи. Преподаватель может контролировать прохождения всех этапов занятия каждым обучающимся, видеть результаты выполнения  тестовых заданий. Цель такого контроля – оценить успешность изучения темы каждым обучающимся (формирующее оценивание). Все результаты прохождения обучающимися интерактивного занятия   собираются в единую статистику. Таким образом, Core позволяет создавать полноценные интерактивные учебные материалы, содержащие теоретическую информацию,  контролирующие материалы. Возможности онлайн-платформы Core  автор использует    в следующих ситуациях:

Организация самостоятельного освоения обучающимися определенных тем.

Организация контроля самостоятельного изучения определенных тем обучающимися.

Организация отработок пропущенных теоретических занятий.

Для работы на платформе Core  необходима регистрация только преподавателю.

Известная всем преподавателям программа Power Point располагает неограниченными возможностями для создания интерактивных образовательных материалов: тренажеров, таблиц, схем, текстов, пособий. Для создания подобных материалов преподавателю необходимо освоить такие возможности программы, как гиперссылки, «горячие зоны», триггеры.

Современный преподаватель  не может не учитывать в своей работе результаты постоянного и стремительного совершенствования информационных технологий. Информатизация общества в целом, заставляет преподавателей пересматривать содержание и методы обучения. Применение интерактивных онлайн форм обучения позволяет создать среду, в которой обучающемуся предоставляется выбор планирования и организации своей деятельности. Внедрение онлайн технологий в образовательный процесс позволяет реализовать такие цели образования, как: повышение познавательной активности, интереса к предмету; выработка навыков как самостоятельной, так и групповой работы с информацией; развитие аналитических способностей, логического и критического мышления, повышение коммуникативной культуры.

Тезисы к Педагогическим чтениям на методическую тему колледжа: “Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в условиях комплексного методического обеспечения реализации ФГОС СПО по специальностям колледжа”

2019

Март

Барышева Анастасия Владимировна

Кейс – метод как инструмент формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа

Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс-методе свои роли.

Кейс-метод предполагает формирование некоторой системы фактов, которые характеризуют ситуацию. Поэтому студент вынужден разбирать своеобразную головоломку, отделяя существенное от несущественного. При этом он должен после прочтения кейса дать его системное описание, сформировать свою трактовку приведенных в нем фактов, оценок, предположений, умолчаний и т.д.

Кондакова Елена Николаевна

Использование электронной библиотеки студента для организации внеаудиторной самостоятельной работы

Существует немало способов организовать работу студентов с источниками информации. Предлагаю рассмотреть возможности контент-анализа. Контент-анализ это своего рода исследование различных источников информации для определения собственного вывода. Для изучения дисциплин общепрофессионального цикла применим качественный анализ – совокупность логических построений, направленных на раскрытие содержания, смысла материала. Контент-анализ подразумевает, что для работы обучающимся необходимо подбирать несколько источников информации, сравнивать их, анализировать и делать выводы. Электронная библиотека студента содержит несколько учебников по каждой дисциплине, что дает широкие возможности для применения контент-анализа для организации самостоятельной работы обучающихся.

Ожидаемыми результатами применения метода контент-анализа являются: приобретение обучающимися навыков ориентации в содержании текста, умения интерпретировать и преобразовывать текст, делать выводы.

Кудлаева Татьяна Михайловна

Использование симуляционных технологий в подготовке специалистов среднего звена

Симуляция в медицинском образовании – это приобретение знаний, умений, практических навыков, основанных на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации. Занятия в симуляционном зале проводится в несколько этапов. 1 этап – тест, вводный инструктаж. Входной контроль – примерно 10 вопросов.. После чего  будет разрешено участвовать в тренинге. Если не ответил – заново повторить всю тему. Прошедшим тест прочитать сценарий, определить задание (провести инструктаж). 2 этап – основная часть. Выполняется задание. 3 этап – дебрифинг (обсуждение). 4 этап – итоговое выполнение, тест.

У преподавателя появляется возможность комплексной оценки полученных навыков. Важным условием тренинга является наличие системы оценки результатов деятельности.

Куличихина Евгения Анатольевна

Формирование профессиональной иноязычной коммуникации как неотъемлемый компонент подготовки будущих специалистов медицинского колледжа.

В медицинских колледжах изучению иностранного языка уделяется особое внимание, и преподаватели, в первую очередь, должны учитывать необходимость изучения профессиональной лексики студентов.

Решением данной проблемы может быть создание различных ситуаций на занятиях,  когда студенту будет интересно или необходимо высказаться, в том числе и на темы, связанные с будущей профессией. Вот несколько методов, которые помогут в обучении навыкам говорения на английском языке на профессиональные темы.

Прием «Задай вопрос преподавателю», позволяет студентам развивать диалогическую речь.

Прием «Описание картинок и фотографий» помогает отработать навыки говорения и закрепить изученную профессиональную лексику.

Для воспитания интереса к дисциплине,  можно сделать паузу  и  поиграть. Широко известные игры «Крокодил» и «Кто/Что я?» позволяют развивать такой навык, как пояснение и уточнение.

Майорова Марина Евгеньевна

Системный подход как средство повышения результативности обучения  дисциплин общепрофессионального цикла

Важнейшее условие прочности знаний – их развитие и совершенствование. В течение изучения всего курса таких дисциплин общепрофессионального цикла как Основы микробиологии и иммунологии и Генетика человека с основами медицинской генетики следует ориентировать обучающихся на формирование новых понятий, использование анализа, синтеза, сравнения, т.е. активизировать мыслительную деятельность студентов.

Результатом такой деятельности является выявление общебиологических закономерностей, выработка собственных взглядов.

Системный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях освоения дисциплин. Повышение результативности учебного процесса возможно, если начать использовать системно-структурный подход с самого начала изучения дисциплин.

Масягина Варвара Александровна

Методы и приемы работы с различными источниками информации

Основным методом работы с различными источниками на занятиях является  составление  планов, кластеров.

Работа с ними поможет обучающимся выделить в тексте главное, существенное, осознать исторический факт логически целостно, соблюдая внутренние связи и отношения между его компонентами, воспроизвести информацию максимально близко к оригиналу.  Можно использовать смысловой план, тезисный план, составление сравнительно-обобщающих  таблиц, которые являются материализованным итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения.

Метод кластерного анализа. Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластера). Обучающийся читает текст и выделяет в нём большие и малые смысловые единицы. После обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков на листе бумаги в прямоугольниках записывает принятые названия. На основе текста учебника вокруг каждого прямоугольника в кружках кратко записывает сведения, раскрывающие смысловые блоки. Устанавливает связи между отдельными блоками и информацией в кружках (веточках кластера), соединяет их стрелками. На основе других источников или после обсуждения в группе дополняет кластер новыми «веточками» — сведениями, отсутствующими в учебнике или представляющими иной взгляд на факты, или важные для анализа учебной проблемы.

Макурина Татьяна Эдуардовна, Пушкарь Елена Васильевна

Опыт организации альтернативных форм самостоятельной работы и формирование компетенций специалистов

ФГОС отводит не менее трети объема  времени на внеаудиторную самостоятельную работу (ВСР), обозначая ее,  как обязательный элемент в освоении учащимися образовательной программы.

Исследовательская деятельность обучающихся реализуется в рамках СНО – студенческих научных обществ и научных кружков. Работа «Клуба интеллектуальной медицины», созданного усилиями членов студенческого кружка и преподавателей,  обеспечила полную свободу выбора тем конференций, выступлений, содержания и  презентаций. Это наглядно отражает сформированное личное отношение студентов к представляемым  проблемам.

Альтернативный  вариант ВСРподготовка и проведение профессиональной Олимпиады по ПМ 01.  Три этапа Олимпиады формируют общие и профессиональные компетенции, способствуют  закреплению практических навыков.

Организация волонтёрской деятельности  в  медицине это  форма социального  партнерства,  сотрудничества с практическим здравоохранением и обществом в целом.

Макурина Татьяна Эдуардовна, Пушкарь Елена Васильевна

Опыт организации альтернативных форм самостоятельной работы и формирование компетенций специалистов

ФГОС отводит не менее трети объема  времени на внеаудиторную самостоятельную работу (ВСР), обозначая ее,  как обязательный элемент в освоении учащимися образовательной программы.

Исследовательская деятельность обучающихся реализуется в рамках СНО – студенческих научных обществ и научных кружков. Работа «Клуба интеллектуальной медицины», созданного усилиями членов студенческого кружка и преподавателей,  обеспечила полную свободу выбора тем конференций, выступлений, содержания и  презентаций. Это наглядно отражает сформированное личное отношение студентов к представляемым  проблемам.

Альтернативный  вариант ВСРподготовка и проведение профессиональной Олимпиады по ПМ 01.  Три этапа Олимпиады формируют общие и профессиональные компетенции, способствуют  закреплению практических навыков.

Организация волонтёрской деятельности  в  медицине это  форма социального  партнерства,  сотрудничества с практическим здравоохранением и обществом в целом.

Рубцова Тамара Алексеевна

Использование технических возможностей ЭБС «Консультант студента»

при подготовке к занятиям

В настоящее время обязательным элементом формирования фонда библиотеки учебного заведения является  Электронно – библиотечная система (ЭБС).

Каждый преподаватель и студент нашего колледжа имеет возможность бесплатно работать с лицензированной полнотекстовой базой электронных изданий ЭБС «Консультант студента».

В ЭБС реализована система поиска и отбора документов с удобной навигацией, формированием виртуальных «книжных полок», сервисом постраничного копирования, цитирования, сбором и отображением статистики использования ЭБС (поименно, покнижно, постранично), а также другими сервисами, способствующими успешной научной и учебной деятельности.

Имея ЭБС,  учебное заведение обеспечивает обучающихся удаленным доступом к огромному количеству литературы, рекомендуемой в образовательных целях.

Преподавателям ЭБС будет полезна при составлении учебных планов, подготовке к занятиям и внеаудиторным мероприятиям.

Стеганцева Ольга Николаевна

Мозговой штурм как способ оптимизации креативного мышления коллектива с целью решения поставленной задачи путем генерирования идей. Мастер-класс с целью расширения диапазона знаний преподавателей в области владения интерактивными методиками, стимулирующими учебно-познавательную деятельность обучающихся

Метод мозгового штурма заключается в сборе максимального количества идей для решения проблемы за короткий промежуток времени.

На первом этапе мастер-класса преподавателям  представляется  методика мозгового штурма, описанная выше, характеристика ее и техника выполнения на примере конкретной профессиональной задачи – «Разработка алгоритма практической манипуляции с группой студентов».

На втором этапе (частичное погружение группы) –  проводится  обучение присутствующих преподавателей методике мозгового штурма с их непосредственным участием на всех позициях, кроме модератора (на данном этапе функции модератора пока  осуществляет  докладчик). Практическая задача для брейнсторминга  на 2 этапе мастер-класса  «Определение  продукта, полученного в результате выполнения выпускной квалификационной работы»

Третий этап мастер – класса (полное погружение группы). Проведение мозговой атаки  в  коллективе преподавателей с полным делегированием всех функций, включая функцию  модератора.  Практическая задача для работы на 3 этапе: «Варианты рационального использования сетевых технологий, в частности, электронной библиотеки студентов, как возможность   самообразования преподавателей».

Теслер Александр Семенович

Методика ретроградного освоения учебного материала при изучении клинических дисциплин в медицинском колледже

Основная идея заключается в том, что получая базовое образование по основным предметам на младших курсах (таким, как анатомия или физиология, а затем патологическая анатомия, микробиология и т.д.), студенты не ассоциируют в достаточной степени эти предметы с их медицинской и клинической направленностью.
Соответственно, на уровне психологического осознания необходимости и важности этих дисциплин в будущем не происходит яркого и закрепляющего взаимодействия полученных знаний с логическим компонентом по их применению. Как следствие, не происходит полноценного усвоения базовых знаний, и через год (к моменту начала изучения клинических дисциплин) от них мало что остается. Но изучение клинических дисциплин строится именно на понимании основ строения и функционирования разнообразных органов и систем человека. Как справиться с этой ситуацией, учитывая тот факт, что у нынешних студентов вообще понижена мотивация к обучению?  Для решения этой проблемы предлагается использование методологии ретроградного освоения учебного материала.

Элкснина Елена Алексеевна, Слепнев Иван Алексеевич

Опыт внедрения дистанционного обучения на примере ДПО. Обучение использованию образовательного портала ДПО для прохождения курса «Принципы оказания первой помощи» преподавателями клинических дисциплин

Преимущества и  недостатки работы с образовательным порталом.

Преимущества для слушателей (студентов): возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, слушатель (студент) получает доступ к комплекту необходимых учебных материалов, нормативным документам  в современном электронном виде непосредственно из обучающей среды (среда наполняется преподавателем), система оценки знаний (электронные тесты) объективна и независима от преподавателя, параллельное с профессиональной деятельностью обучение, использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий учит и работе с ними.   

Преимущества для преподавателя: может создавать курсы самостоятельно, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, тестов, ссылок  и т.п. по своему усмотрению, освобождение аудиторий и свободный график у преподавателя, т. к. аудиторные занятия сведены к минимуму, возможность автоматизировать систему оценки знаний, контроль посещаемости, возможность использовать современные мультимедийные технологии в учебных материалах, что не всегда возможно при аудиторных занятиях, дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя.

Якунина Нина Николаевна

Педагогическая мастерская современного преподавателя

Педагогическая мастерская – это одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельного решения творческих задач.

Педагогическая мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с обучающимися, ненасилия, приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. В мастерской преподаватель – это мастер. Он не передает знания и умения незнающему и неумеющему, а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс и принимают участие в этом процессе все и преподаватель и обучающиеся. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к «самому себе». Создатели авторских мастерских  говорят: «Мастерская не урок, в мастерской проходит проживание»

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, но и сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса становится сотрудничество и сотворчество.

Ямпольская Анна Германовна

Проектные технологии в профессиональном  образовании

Уже на первых курсах, где изучаются общеобразовательные предметы, можно заинтересовать обучающихся их будущей профессией. Это возможно путем  вовлечения студентов в проектно-исследовательскую деятельность. А предметом, который обладает потенциальными возможностями для повышения научной грамотности в медицине, является физика, так как практически любая изучаемая тема в курсе физики может быть использована для освещения тех или иных фактов, связанных с медициной.

Предлагается методика проведения двух аудиторных итоговых занятий по проектной деятельности по физике: итоговый урок-конференция по теме: «Вопросы здоровья, изучаемые в курсе физики» и урок-игра: «Применение ультразвука в медицине».

Как показывает практика, предлагаемые  мероприятия   и  методика их  проведения способствуют формированию у обучающихся не только учебной мотивации, но и способности к инновационной, аналитической, творческой и интеллектуальной деятельности.

 

Школа педагогического мастерства

2018

Ноябрь
Октябрь

Школа начинающего педагога

2018

Декабрь
Октябрь
Сентябрь

2016

53782249